В раннем детстве (в период от одного до трех лет) ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, овладевая способами обращения с различными предметами. Он наблюдает за тем, что делают взрослые, а родители в свою очередь учат его, как пить из чашки, правильно держать ложку и карандаш, копать песок.

Иногда родители не учат ребенка играть и удивляются: «У него полно игрушек дома, а он с ними ничего не делает. Так и валяются». Это совершенно не означает, что ребенок не хочет играть. Он просто не умеет этого делать, не понимает, для чего нужна та или иная игрушка, как ее можно использовать. Совместная игра с ребенком – очень важный момент, поскольку мышление ребенка развивается именно в процессе практической деятельности. Игра маленького ребенка – это простые действия, манипуляции с предметами. Ему нравится переставлять их с места на место, складывать один в другой, стучать друг об друга. Но в конце раннего детства появляется игра с сюжетом – так называемая сюжетно-ролевая или режиссерская игра. В ней любой предмет наделяется игровым смыслом. И коробочки, которые малыш еще недавно с наслаждением просто переставлял с места на место, теперь превращаются в гудящие и рычащие голосом ребенка автомобили. Пока такая игра возникает эпизодически, сюжеты ее совсем просты и продолжительность невелика. Но это – основа для последующего развития более сложных игр ребенка.
Развитие речи

Практически все психологи отмечают, что этот период сенситивен к усвоению речи. Это значит, что ребенок осваивает речь в этом возрасте быстрее и эффективнее, чем в любом другом.

Автономная речь (отличающаяся от «взрослой» речи по звучанию и по смыслу, например: «пиля» – хлеб, «налиблюд» – велосипед), которая появилась у ребенка в конце периода младенчества, постепенно заменяется обычной речью. Но это происходит только при условии полноценного общения ребенка с взрослыми. Освоение речи может замедляться, если близкие люди общаются с малышом недостаточно или, наоборот, прекрасно понимают его автономную речь и, ориентируясь на нее, выполняют все желания ребенка. Отмечается запоздалое появление взрослой речи у близнецов, которые общаются и понимают друг друга с помощью своей автономной речи.

Значительно увеличивается пассивный словарь ребенка, то есть количество слов, которые он понимает. В 2–3 года малыш способен понимать короткие рассказы, касающиеся окружающих его предметов и явлений. Активная речь ребенка также развивается очень интенсивно: к трем годам активный словарь (слова, которые ребенок использует в разговоре) составляет примерно 1500 слов. Малыш учится строить фразы и предложения. Сначала, в 1,5–2 года, ребенок составляет совсем простые предложения: «Дай пить», «Киса мяу», «Иди туда». К трем годам ребенок может произносить сложные фразы, включающие в себя практически все части речи. Он начинает активно общаться не только с близкими взрослыми, но и с чужими людьми и другими детьми. В основном он проговаривает ту ситуацию, в которой находится в данный момент, причем дети обычно не слушают, что говорит другой ребенок, поэтому диалог между двумя детьми не получается. Часто, чтобы узнать и понять, что делает другой ребенок, малыш обращается к взрослому: «А почему Маша краской красит? А что она рисует?». Ответы взрослого ребенок слушает внимательно и охотно, поэтому, если ребенок чем-то интересуется, спрашивает, не стоит оставлять его вопросы без внимания.
Восприятие и память

Вся деятельность ребенка этого возраста связана с тем, что он видит, слышит, ощущает в данный момент времени, то есть с тем, что воспринимается им непосредственно. Если ребенок не видит предмет, то этот предмет просто «не существует».

Память у детей раннего возраста включена в процесс восприятия. Эта связь выражается в том, что память в основном представлена в форме узнавания, то есть ребенок вспоминает человека или предмет, когда непосредственно видит его. Хотя малыш может вспоминать что-то увиденное или услышанное ранее, это происходит само по себе, непроизвольно.

Поскольку ребенок ограничен наглядной ситуацией, у него нет творческого воображения, и он не может придумать что-то, нафантазировать или солгать. Возможность сочинять, придумывать то, чего нет на самом деле, в основном появляется только к 3 годам.
Эмоциональное развитие в раннем детстве

Поведение ребенка импульсивно, ситуативно, очень ярко эмоционально окрашено. Когда малыш видит интересную, красивую игрушку, это вызывает у него эмоциональную реакцию и желание получить эту игрушку, что-то с ней сделать. Если интересующая игрушка (или другая вещь) недоступна, ее нельзя брать, то ребенок может начать кричать, требовать, скандалить. Такое поведение доставляет родителям много неприятных минут. Некоторые реагируют на поведение ребенка неадекватно: кричат на него, тащат за руку подальше от желанной игрушки, нередко сопровождая свои действия шлепками. Но взрослые забывают о том, что ребенка раннего возраста легко отвлечь, спокойно переключив его внимание на что-то интересное, и тогда одно желание ребенка моментально сменяется другим. Если ребенок растет в атмосфере любви, принятия близкими людьми, если ему уделяется достаточно внимания со стороны взрослых, и при этом родители устанавливают четкие ограничения и правила поведения для ребенка, то такие вспышки плача и раздражения очень редки или вообще отсутствуют, малыш спокойно реагирует на запрет.

Общение ребенка с другими детьми в этом возрасте только начинает формироваться. Дети, посещающие в этом возрасте дошкольное учреждение, проводят больше времени со сверстниками, но они все равно продолжают драться из-за игрушек. Это происходит прежде всего потому, что ребенок раннего возраста не умеет учитывать желания другого, он исходит только из своих интересов, пока не умеет сопереживать другому человеку. Часто родителям бывает стыдно за своего ребенка, который отнимает игрушки у других детей, они начинают ругать малыша. Но такая реакция не приведет ни к чему, кроме обиды или слез малыша. Лучше спокойно объяснить, почему другой не хочет отдавать свои игрушки, предложить поменяться игрушками или привлечь ребенка к интересной для него деятельности.
Двухлетка начинает узнавать себя в зеркале, чуть позже называет себя по имени: «Аня», «Тата», а к трем годам в его лексиконе появляется местоимение «Я». Таким образом, происходит развитие самосознания в раннем детстве. В этом возрасте появляется и первичная самооценка, которая базируется на потребности в принятии, эмоциональной безопасности. Ребенок не оценивает себя рационально, он просто «хороший». Такому малышу еще трудно понять и принять некоторые общепринятые нормы поведения. Например, он искренне не может взять в толк, почему его ругают на разрисованные стены: ведь он же так красиво это сделал, и обычно его за рисование хвалят.

Кризис 3 лет

Примерно около 3 лет ребенок начинает ощущать себя отдельным, самостоятельным человеком, отделяется от родителей только для того, чтобы установить с ними более глубокие личностные отношения. Резко возрастает самостоятельность и активность маленького человека, он постоянно говорит: «Я сам». Взрослые в этой ситуации не должны чрезмерно ограничивать его инициативность, подавлять самостоятельность (если это не угрожает его безопасности или безопасности окружающих). Если родители не принимают своего «нового» малыша, слишком часто ругают его и демонстрируют свою беспомощность перед его капризами, то возникают собственно кризисные явления, такие как негативизм, обесценивание, упрямство.

Негативизм выражается в том, что ребенок отказывается выполнять требование или просьбу взрослого. Вполне вероятно, что он откажется от вкусного пирога только потому, что предложение попробовать пирог исходит от мамы. При этом ребенку очень хочется пирога, но желание сделать наоборот сильнее. Хотя негативизм и считается кризисным явлением, с его помощью ребенок учится действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходить из более сложных и стабильных мотивов – таких, как отношения с другими людьми.

Упрямство 3-летнего ребенка проявляется в том, что он настаивает на чем-то, что ему может быть и не хочется только потому, что он заявил об этом взрослым. То есть малыш заставляет взрослых считаться со своим мнением. Например, ребенок заявил, что хочет рисовать, а в это время к родителям пришли гости, с которыми ребенку очень нравится общаться. Желание рисовать сразу пропало, но еще некоторое время ребенок заставляет себя рисовать, поскольку это было его решение.

Еще одна особенность, которая будет появляться и в последующих кризисах, – это обесценивание. В глазах ребенка обесценивается все то, что раньше было ему дорого и интересно, ребенок может ломать старые игрушки. Часто 3-летние дети начинают ругаться, таким образом, обесценивая старые правила поведения.

Как вести себя родителям, если они сталкиваются с подобными проявлениями у своего ребенка? Вспышки упрямства и негативизма наиболее эффективно гасятся тогда, когда взрослые ведут себя спокойно или вообще их игнорируют. Если ребенок замечает, что его поведение обращает на себя повышенное внимание родителей, то в дальнейшем будет вести себя точно также.

Светлана Гани, детский психолог